Художественный паркет
Искусство художественного паркета восходит к истории изготовления драгоценных ковров и старинных шпалер, а еще более ранним его предшественником является творчество художников – мастеров фрески.
И сегодня паркет по-прежнему считается приметой респектабельности и вкуса. Он таит в себе безграничные декоративные и изобразительные возможности. Но – хоть это и парадоксально – создатели современных интерьеров, стремясь придать помещению по-настоящему оригинальный, стильный вид, используют какие угодно решения, а в отношении паркетного пола обычно довольствуются безликой (хотя и универсальной) «палубной» укладкой. Между тем паркет – и прежде всего художественный – настоящая находка для всех, кто мыслит неординарно и стремится к совершенству.
Художественным принято называть паркет, соответствующий по меньшей мере двум требованиям. Во-первых, он должен иметь достаточно сложный рисунок (часто мозаичный или орнаментальный). Во-вторых, для этого рисунка используется несколько пород древесины. В старину наряду с дубом, кленом, ясенем, березой для художественного паркета брали заморские породы : самшит, цебру, кипарис, палисандр и другие. Теперь чаще всего используют черное и красное дерево (венге и мербау), орех, карельскую березу, платан, амарант.
Пол, выложенный художественным паркетом, как правило, перестает играть вспомогательную, фоновую роль и становится самостоятельной, равноправной, а по желанию и доминантной частью интерьера. Цветовое взаимодействие со стенами, дверями и мебелью по совпадению или контрасту, дублирование на полу очертаний лепных потолочных украшений и плафонов, повторение контуров фонтана, подиума, камина, бильярдного стола в рисунке пола, сочетание структуры художественного паркета с иллюзорной живописью на стенах – вот лишь немногие примеры равноправного участия пола в общем эстетическом решении интерьера.
В определенных случаях художественный паркет не мимикрирует под стиль окружающего пространства, а сам является ключом к стилевому решению, камертоном, по которому строится интерьер. Нередко художественный паркет используют, чтобы обозначить функциональный или эстетический центр помещения. Выделить, а не объединить, подчеркнуть, а не гармонизировать, расставить акценты, а не сгладить – такова одна из функций художественного паркета в современном интерьере. Конечно же паркетный пол способен служить и объединяющим фактором – как для отдельной комнаты, так и для совокупности помещений с разными стилевыми и функциональными характеристиками.
В просторном холле, в жилой комнате с минимумом мебели, в танцевальном зале или зале для приемов, в музыкальной гостиной или домашнем кинотеатре художественный паркет может быть доминантой. И тогда интерьер подчиняется красоте и самодостаточности паркетного пола. Даже в соседстве с коллекциями живописи, оружия или старинного фарфора художественный паркет не теряет оригинальности и аристократизма, притягивая взор своим великолепием и первородностью фактуры.
И все же дворцовая пышность – не единственное его амплуа. Он может иметь скромный рисунок, не теряя своих эстетических достоинств. Современные технологии производства и укладки паркета позволяют воплотить любую фантазию заказчика, архитектора и дизайнера. Подобными возможностями не обладает ни один из других видов напольных покрытий. Современные тонирующие составы способны придать древесине любой оттенок, не закрыв при этом естественную фактуру. Гладкий, теплый на ощупь паркет слабо пахнет воском или лаком, как старинная скрипка, совершенно по-особому звучит, передавая цоканье каблучков хозяйки, его можно разглядывать, как мозаичные узоры мусульманских дворцов Альгамбры или старинные шпалеры из Байю. Вот только попробовать на вкус нельзя…
Правда ли, что художественный паркет – это только дворцовая традиция, это пышные барочные и рококо композиции, это выбор пожилых и уж очень богатых? Да нет, конечно. Шедевры итальянского кватроченто, фантасмагории Босха, пышная натура Рубенса и нежная романтика прерафаэлитов не исключили летающих любовников Шагала, аскетический супрематизм Малевича и космические гиперболы Кандинского. Современные композиции художественного паркета могут быть стильными и авангардными, они естественно включатся в минималистский и хай-течный интерьер. При этом находки стиля ар деко смягчат холодность и герметичность хай-тека, а вензеля-монограммы, гербы и логотипы, шрифтовые композиции сделают необычным современным корпоративный, а то и жилой интерьер.
Художественный паркет органично впишется в авангардный интерьер. Графические и цветовые решения могут быть куда интереснее монотонной, ординарной палубной укладки, ставшей хитом нынешнего дизайна. Расставлять акценты, обыгрывать детали, ломать привычные представления о форме и пространстве – все по плечу художественному паркету. Он охотно соседствует с металлом, стеклом, камнем и потому не кажется чужеродным даже в ультрасовременном интерьере. Рисунки художественного паркета, вобравшие в себя утонченные изобразительные находки Уильяма Морриса, внепространственные заморочки архитектурных рисунков Мориса Эшера, эклектичные композиции в стилистике Abitare и авангардные диссонансы конструктивизма, зачастую становятся сейчас главным элементом частного или корпоративного интерьера.
Сегодня в художественном паркете можно воплотить любые идеи, расшифровав самые потаенные, дорогие сердцу представления о доме. «Чтобы время в берлоге неспешно текло/ Городскую забудьте давку/ Невысокий заборчик, кирпич и стекло/ Плюс зеленый паркет по травку». Бродский, конечно, шутил, и все же… Всякий раз, создавая собственный дом, человек будет искать покоя, уюта и красоты. А средства, которые он выберет, и результат, которого достигнет, зависят от его таланта и вкуса. А еще – от умения паркетчиков-краснодеревщиков и мощного современного производства, которое за ними стоит.